Как
ни странно, но определение такого понятия как подарок оказалось довольно
сложным. Во многих толковых словарях этого слова просто нет, а иногда
определяется поверхностно или тавтологически.
Для многих людей выбрать подарок – это достаточно трудная процедура, которая
отнимает много времени и сил. Определить профессиональные методы по психологии
подарка, на сегодняшний день пока не удалось.
Но что же представляет собой подарок. Если обратиться к словарю русского
языка С.И.Ожегова, то под подарком понимается вещь, которую дарят, подарили.
Таким образом, подарок представляет собой вещь, которую дают в качестве
подарка. Но такое объяснение не подходит под определение.
Как ни странно, но если запросить информацию об определении подарка в
Интернете, то результат поиска статьи подарок не выдает ни одной страницы.
Таким образом, получается, что явное определение слова подарок нигде не
существует.
Расшифровка
и анализ древних текстов, изучение сохранившихся до наших времен обычаев
показывают, что в большинстве первобытных обществ дарение было практически
основной формой общественных отношений между кланами, племенами, семьями и
индивидуумами. При этом в отношении дарения существовала система вполне
определенных, достаточно жестко выполняемых правил и традиций. Далее
конспективно приведены основные принципы, отраженные в упомянутой работе Мосса.
Они настолько просты, ясны и конкретны, что не требуют комментариев. - Делать подарки, принимать подарки, делать ответные дары -
это в равной степени важные обязанности, которые должны неукоснительно
выполняться. - В обмене дарами на равной основе участвуют как предметы
движимого и недвижимого имущества, так и знаки внимания, услуги, приглашения на
участие в пирах, обрядах, ритуалах, играх, танцах, празднествах. - Объем и торжественность дарения - основная формой
соперничества между вождями, родами, кланами. Величие вождя, степень его власти
над другими определяется количеством сделанных им подарков. - Вручение подарка имеет целью породить дружеские чувства.
Все стараются превзойти друг друга в щедрости. - В любой момент, выходящий за
рамки повседневности, необходимо пригласить друзей, разделить с ними плоды
удачной охоты или собирательства. - Отказ подарить, отказ пригласить на трапезу или ритуал в
ситуации, когда это требует обычай, эквивалентен объявлению войны, отказу от
союза. - Отказ принять подарок эквивалентен объявлению войны,
отказу от союза. Аналогично - отказ принять участие в празднестве, отказ
принять угощение. - Ответный подарок делается добровольно по прошествии
некоторого времени. Добровольность, однако, достаточно условна. Отказ от
выполнения этого обычая приводит к весьма тяжелым последствиям - от
общественного осуждения до потери власти и даже до порабощения. Отказ от
встречного дара приравнивается к воровству, приводит к потере чести,
"потере лица". - Ответный подарок должен быть более ценным, чем полученный
подарок. - Тот, кто принимает вещь в дар, в определенном смысле
признает себя "проданным" до тех пор, пока он не сможет сделать
ответный подарок - Если кто-то не может своевременно сделать достойный
ответный подарок, он может сделать небольшой "промежуточный" подарок,
успокаивая тем самым дарителя и получая право на некоторую отсрочку. - Поскольку подарки являются важной составляющей
долгосрочных отношений, то они делаются публично, в торжественной форме
(общественная память об этом событии компенсирует отсутствие письменных свидетельств).
- Дары, дарителей и получателей следует рассматривать во
взаимосвязи, скрупулезно, чтобы не было никакой ошибки в способе принесения
даров или их получения. Все подчинено этикету, отличному от продажи. - Процедура вручения подарка максимально торжественна.
Даритель принимает преувеличенно скромный вид, извиняется за то, что дает лишь
то, что у него осталось, затем торжественно под звуки раковины приближается и
бросает к ногам соперника и партнера даримую вещь. Получивший дар выражает
пренебрежение к подарку, опасается подарка. Он берет подарок в руки только
через минуту. - Слишком щедрые дары представляются оскорблением. - Все вещи делятся на предметы обыденного потребления,
подлежащие простому разделу, и фамильные ценности (талисманы, медные гербовые
пластины, одеяла), которые используются в качестве даров. - Подарок - вещь, которая должна доставить удовольствие
получателю. Но подарок всегда несет на себе некий отпечаток, метку
собственника. - Подарок - не инертен. Он сохраняет что-то от дарителя.
Вручив подарок, даритель обретает определенную власть над получателем. Не
вернуть в той или иной форме подарок опасно не просто потому, что это
недозволено, но и потому, что полученные вещи обладают над вами
религиозно-магической властью, от которой необходимо избавиться. - Связь посредством вещей - это связь душ, так как вещь сама
обладает душой, происходит от души. Отсюда следует, что подарить нечто
кому-нибудь - это подарить нечто от своего "Я". - Представление о том, что вещи сохраняют нечто от их
хозяев, выражается, например, в сохранившихся во Франции обычаях ударить по
проданной вещи, хлестнуть проданного барана для того, чтобы
"оторвать" вещь от бывшего хозяина. - Пять мотивов дара: долг, выгода, страх, любовь, жалость. - Для искупления ритуальной ошибки необходимо устроить
празднество или по крайней мере сделать подарок. - Существует период,
называемый керекере, во время которого нельзя никому ни в чем отказывать
(например, во время обмена подарками между двумя семьями во время бракосочетания).
- Подарки скрепляют
брак, образуют родство между двумя парами родителей (далее эти две группы
родственников не встречаются и не разговаривают друг с другом, но непрерывно
обмениваются подарками).
Психологи
выделяют несколько основных мотивов подарков
Подарок из-за
чувства вины
Часто люди делают подарки, для того чтобы как-то уменьшить
свою вину. У них возникает подсознательное желание подкупить получателя
подарка. Это могут быть родители, слишком занятые работой, которые таким
образом хотят откупиться от своих детей. Хотя чувство вины может возникать у
людей и без особенных оснований. Возможно, такой человек воспитывался в жестких
условиях очень требовательными родителями. Такой человек, став взрослым, не
может избавиться от чувства вины перед окружающими, и как следствие, от таких
людей легко получить желаемый подарок.
2. Подвижники
Другой тип людей, это люди, которые получают удовольствие
постоянно ограничивая себя ради других. Обычно это матери, которые всю свою
жизнь посвятили для показного благополучия своих отпрысков. Такие люди являются
манипуляторами, они терроризируют близких своими подарками, при этом их подарки
говорят следующее: «Я столько для тебя сделала, а ты этого не ценишь!», угодить
таким людям очень трудно, они получают удовольствие, обижаясь на неблагодарных.
3. Власть
Подарок можно использовать для приобретения значимости.
Некоторые люди манипулируют своим окружением подарками, поддерживая этим свой
авторитет. Часто такие люди становятся циниками и бесконечно убеждены, что всех
и вся можно купить.
4. Любовь
Порой подарки используют для того, чтобы купить
благосклонность и уважение других. Такие люди завоевывают чувство любви
дорогими подарками. Им уверены, что любить их за просто так никто не будет и
потому они шокируют свой объект щедростью. Такие люди прагматики, они четко
ведут в своей голове бухгалтерию подарков. И часто имеют союз с покупателями
любви, которые их замечательно понимают и умело отдаривают их тем, что от них
ожидают.
5. Дружба
Следующий тип это человек, который с легкостью тратит
деньги – у него всегда куча друзей, для которых ему ничего не жалко, особенно
если есть свободные финансы. Деньги таких людей просто пугают – потому они
хотят как можно избавиться от них. Такие люди делают часто спонтанные и дорогие
подарки, порой их подарки могут быть просто неуместными – но им это безразлично
– главное, чтобы в данную секунду было все хорошо. Их польза от подарка скорее
эмоционального характера, так они избавляются от денег и получают заряд
положительных эмоций от получателя – все любят получать подарки!
6. Свобода
Некоторые пытаются подарками купить свободу от правил и
обязанностей. Это могут быть мужчины, которых пугают серьезные отношения, – они
могут просто откупаться от женщин, чтобы те не имели к ним претензий.