Все мы хоть раз да смотрели
фильм. Но от куда произошли фильмы мы даже и не задумываемся!
Фильм— отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании
движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́графи кинематогра́фия. Фильм был изобретён
в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке. В понятие фильм входят киноискусство —
вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются
при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия— отрасль экономики,
производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и
демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства
создаются при помощи кинотехники. Изучением фильмов занимается наука киноведение.
Влияние фильма на культуру и искусство бесспорно, высказываются даже
предположения о значимости влияния кинематографа на политику и экономику. Во
многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство
кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах,
по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков,
а с появлением скоростного интернета стало очень популярным скачивание
кинофильмов в форме видеофайлов.
Теперь нам известно сто такое
фильм! Давайте разберемся в истории кинематографа!
История кинематографа
Рождение кинематографа
Исторически кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению
на материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции
этого движения на экран. Для решения этой задачи необходимо было создание сразу
нескольких технических изобретений: гибкой светочувствительной плёнки, аппарата
хронофотографической съёмки, проектора быстро сменяющихся изображений. Первая
гибкая светочувствительная негорючая плёнка была изобретена русским фотографом
И. В. Болдыревым (1878—1881), затем американскими изобретателями Г. Гудвином
в 1887 году и Дж. Истменом в 1889 году была создана горючая, целлулоидная
пленка. Первые же аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в
80-х годах XIX века. К ним относятся: «фоторужьё» французского физиолога Э.
Марея (1882), аппарат французского изобретателя О. ле Бернса (1888), аппарат
английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), аппарат русского
фотографа В. А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского физиолога Ж.
Демени (1892). Пионерами в создании аппаратов для проекции на экран быстро
сменяющихся изображений были: немецкий и русский фотографы О. Анщюц и
В. А. Дебюк, создавшие соответственно в 1891 и 1892 годах
проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием —
«Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор
под названием «Оптический театр», и русские изобретатели И. А. Тимченко
и М. Ф. Фрейденберг (1893).
Изобретениями наиболее приблизившиеся к кинематографу по своим техническим
характеристикам являются: «кинетоскоп» Эдисона, аппарат
И. А. Тимченко (1893), «хронофотограф» Ж. Демени (1893), проектор
американского изобретателя Ж. А. Ле Роя (1894), проектор «паноптиком»
американского изобретателя У. Латама (1895), «плеограф» польского изобретателя
К. Прушинского (1894) и др. А уже в 1895—1896 годах были изобретены аппараты,
сочетающие в себе все основные элементы кинематографа: во Франции — «синематограф»
братьев Л. и О. Люмьер (1895) и «хронофотограф» Ж. Демени (1895); в
Германии — «биоскоп» М. Складановского (1895) и кинопроектор О. Местера
(1896); в Англии — «аниматограф» Р. У. Пола (1896); в
России — «хронофотограф» А. Самарского (1896) и «стробограф» И. Акимова
(1896), в США — «витаскоп» Т. Армата (1896).
Начало распространения кинематографа было положено съёмкой и публичной
демонстрацией первых короткометражных фильмов. 1 ноября 1895 года в Берлине М.
Складановский продемонстрировал свой «биоскоп», а 28 декабря 1895 года в Париже
братьями Люмьер был продемонстрирован их «синематограф». В течение 1896—1897
годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех
мировых столицах. В России первые показы были организованы в апреле 1896 года в
Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде.
Тогда же были сняты первые отечественные любительские киносъемки (В. Сашин, А.
Федецкий, С. Макаров и др.). Первая киносъёмка в Российской империи была
сделана фотохудожником А.Федецким в Харькове (1,5 минуты, «Перенесение иконы
Озерянской Божьей матери»). Первым российским документальным фильмом стал в
1896 «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на
платформе начальством».
И
вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной
дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он
ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи,
полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки
и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока.
(Максим Горький)
Эпоха немого кино
Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты
демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной
инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции
зарождения игрового кино. Небольшая длина первых фильмов была обусловлена
техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам
длина кинокартин увеличилась до 200—300 метров (15—20 минут демонстрации).
Совершенствование съёмочной и проекционной техники способствовало дальнейшему
увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению
художественных приёмов съёмки, актёрской игры и режиссуры. А широкое
распространение кинематографа и популярность кинематографа обеспечили его
экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной
ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета
фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их
художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор
изобразительных приёмов. Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к
20-м годам, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный род искусства
обладающий своими собственными художественными средствами.
Приход звука
Ещё до начала XX века Томас Эдисон пытался синхронизировать кинескоп c фонографом,
но потерпел неудачу. Однако впоследствии Уильям Диксон соавтор Эдисона
утверждал, что ему уже в 1889 году удалось создать кинетофонограф —
прибор, воспроизводивший звук и изображение одновременно. Однако не существует
никаких доказательств, подтверждающих его слова.
В ранний период кинематографа, звуковое кино пытались создать во множестве
стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации
изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была
решена путём записи и звука, и изображения на одном и том же носителе, но для
решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что
произошло лишь в 1912 году, когда киноязык развился настолько, что отсутствие
звука уже не воспринималось как серьёзный недостаток.
В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая
впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но
кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить,
желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери
иноязычных рынков. Тем не менее 17 сентября 1922 года в Берлине впервые в
мире был показан звуковой фильм.
В 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся в тот момент на грани
банкротства, вложилась в рискованный звуковой проект. Уже в 1926 году Warner
Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных
номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришёл только с
фильмом «Певец джаза», в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали
и его короткие реплики. 6 октября 1927 года — день премьеры «Певца
Джаза» — принято считать днём рождения звукового кино.
Дальнейший технический прогресс в кино
Хотя первый примитивный цветной фильм (с красно-зелёной гаммой, без синего
цвета) вышел ещё в 1922 году, он не впечатлил зрителей. Первый «полноценно
цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году.
Первый же полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» американского режиссёра армянского
происхождения Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом
появления цветного кино. В СССР первый игровой цветной фильм «Груня Корнакова»был
снят уже в 1936 году.
В 1950-х годах технический прогресс зашёл ещё дальше. Разработка и внедрение
магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание и освоение новых
видов кинематографа (панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.)
привели к значительному повышению качества показа фильмов, стали говорить об
«эффекте присутствия» зрителя. Впечатление усиливалось стереофоническим
воспроизведением звука, позволявшем создавать «пространственную звуковую
перспективу» — звук как бы следует за изображением его источника, вызывая
иллюзию реальности источника звука.
В настоящее же время существуют очень изощрённые системы звукового
сопровождения кино. Число отдельных звуковых каналов доходит до 7, а в
экзотических системах даже до 12. Разумеется, всё это призвано усилить глубину
погружения зрителя в атмосферу просматриваемого фильма.